Nicolas Ross: Acceptez-nous tels que nous sommes
Un texte important de Nicolas Ross. Il complète plusieurs publications que P.O. et plusieurs médias russes ont consacré à la l'émigration russe.

Принять нас нужно такими, какие мы есть

Последнее время, в разгаре полемики там и сям раздаются голоса, вещающие что, мол, русская эмиграция первой волны фактически кончилась. Ее организации и движения прекратили свое существование или уже совсем дышат на ладан. Ее молодое поколение по-русски больше не говорит. Ее церковная жизнь – в полном упадке.

Автору настоящих строк кажется, что сведения о смерти белой эмиграции несколько преждевременны.

Конечно, Бунина или Ремизова среди нас уже не найти. Меньше стало и людей, просто способных выразить свои мысли на достаточно литературном русском языке. Но они все же не совсем извелись. В послевоенном поколении грамотно выражающиеся по-русски еще довольно многочисленны. Мог бы назвать если не сотни, то во всяком случае десятки из них, мне лично знакомых. И среди них немалое число членов духовенства наших различных юрисдикций.

Но среди уже давно взрослых детей третьего или четвертого поколения эмиграции, не вывелся ли язык Пушкина? Если внимательно присмотреться, не вывелся. Не так мало из них говорят и читают по-русски. Бывает, русский язык они даже знают лучше своих отцов и матерей. Многие из них подолгу живали в России, некоторые женились и вышли замуж за тамошних русских. Их также я мог бы назвать в достаточном количестве.

А дальше что видно? Видно примерно то же самое. Есть молодежь, есть и дети разных лет. В приходской школе Св. Александро-Невского собора в Париже, например, около сотни учеников. И у них тоже когда-то будут дети, среди которых еще найдутся говорящие по-русски.

Плачи и причитания о конце русской эмиграции не новы. Еще в тридцатых годах стало обиходным в ее среде немного варварское слово «денационализация», т.е. потеря подрастающим поколением русского языка и русской культуры. Как вполне живой и здоровый организм, русская эмиграция выработала противоядие этому явлению. Для борьбы против денационализации с конца 1920-х годов был принят ряд решительных мер. Среди них наиболее эффективным было, пожалуй, создание крепких и долговечных юношеских организаций, каждая из которых подчеркивала именно свой «национальный» характер. Тогда возникли, например, Национальная организация русских скаутов, Национальная организация витязей или Национальная организация русских разведчиков. Наряду с ними работал и юношеский отдел РСХД, отказавшийся от ярлыка «национальный», но до недавнего времени ставивший себе примерно те же задачи сохранения у подрастающих поколений православной веры и русской культуры.

За 90 (!) лет существования русской эмиграции первой волны, через эти движения, а также через многочисленные приходские «четверговые» школы, прошли многие тысячи детей и подростков, проживающих во Франции и в прочих странах мира. Даже учитывая неизбежный значительный отсев, у сотен из этих детей и подростков были на всю жизнь заложены прочные духовные и культурные основы. Любопытно и характерно в этом отношении, что нередко возврат к этим основам, заложенным в юношеском возрасте, имеет место уже после выхода на пенсию, в те годы, когда бурный и захватывающий жизненный поток приводит людей в тихую пристань преддверия старости, дающую им время для осмысления своей прошедшей жизни и для переоценки ставших привычными ценностей.

Жизненность русской белой эмиграции проявляется по-разному. Горячность некоторых нынешних полемик о ее отношении к современной России уже сама по себе показывает, что еще не оскудел порох в эмигрантских пороховницах. Чем-то эта полемика напоминает настроения 1940-х лет, когда некоторые поверили, что победившая немцев Россия станет уже совсем другой, а их оппоненты доказывали, что ничего подобного не произойдет.

И в настоящее время многие из нас искренно и убежденно считают, что существуют реальные поводы для недоверия к целям и начинаниям властей Российской Федерации по нашему отношению. Укажу лишь некоторые из них.

Наиболее символично для многих противников чрезмерного сближения с родиной предков – почетное пребывание мумии основателя советского государства и отца красного террора в нескольких шагах от центра нынешней российской власти. Почти в каждой нашей семье были жертвы его бешеной ненависти, и примириться с какими-либо видами его культа нам невозможно. Наименования улиц, площадей, городов и областей именами советских палачей и изуверов – также для многих из нас непреодолимое препятствие для возникновения доверия к властям нынешней России.

Слишком часто поиски правды о прошлом России, и особенно о прошлом белой эмиграции, упираются в недоступность архивных источников. Кто-то, «там», продолжает не желать, чтобы были раскрыты обстоятельства похищения и гибели генерала Кутепова, загадочной смерти генерала Врангеля, чтобы были названы советские агенты и провокаторы в эмигрантской среде. Неужто еще оберегается преемниками сталинских энкаведистов честь чекистского мундира и моральный облик их предшественников в органах безопасности? А если это не так, то зачем же секретничать?

Настораживают также нынешние непрошенные попытки правительства России взять под свое «покровительство» то, что еще осталось от общественной жизни белой эмиграции. Появляется на ниве контактов с «соотечественниками» тот или иной деятель, а мы здесь диву даемся его косолапости в человеческих отношениях и неосведомленности о подлинном лице нашей общественной жизни. Среди таких миссионеров в штатском попадаются порой люди с любопытными карьерными данными в советское время. Их прошлые заслуги не могут не обеспокоить любого, кто потрудится ознакомиться с их биографиями. Трудно поверить в чистоту намерений бывших высокопоставленных советских чиновников или в прошлом чекистов, а ныне восторженных почитателей вождей и бойцов Белого движения.

Нередко создается впечатление, что «привилегированные собеседники» тех или иных российских организаций выбираются без учета их реального значения в эмигрантской общественной жизни. На этой почве могут возникнуть подозрения в том, что представителей «оттуда» мало интересуют реальные люди и дела эмиграции. Не важнее ли для них пропагандировать посредством символических личностей и рекламных мероприятий воссоединение современной России со старой, дореволюционной, и тем самым прочнее обосновать свое собственное право на ее духовное и материальное наследие?

Таким образом некоторым кажется, что наших доброхотцев из России интересуют совсем не мы, реальные потомки белых эмигрантов, а некий образ ушедшей России, связь с которой следует восстановить и использовать в своих собственных интересах.

Специалисты по контактам с «соотечественниками» нередко выносят суждения о должном и не должном в поведении наших отцов и дедов. В этом они исходят из собственных предпосылок, порой унаследованных от советского времени. Они, например, позволяют себе судить о степени и качестве патриотизма белых эмигрантов в те или иные времена, порицать или одобрять их выбор путей борьбы за иную России. Старые эмигранты обвиняются за «сотрудничество с фашистами» авторами, которые забывают (или не хотят знать), что миллионное Власовское движение почти целиком состояло из советских граждан.

Наша девяностолетняя история – неделимое целое. Зародилась она в рядах Добровольческой армии на Юге России и на других белых фронтах Гражданской войны. Стрежень пройденного нами пути – неприятие советской России и посильная борьба за сохранение и восстановление исторических основ родины наших предков.

Мы – не российская диаспора, мы – потомки русских политических эмигрантов. Наше сообщество было основано в результате духовного, культурного и политического выбора наших предков. Неизжитое Россией наследие советского тоталитаризма для большинства из нас совершенно неприемлемо. Если российские власти действительно стремятся восстановить связь времен и вернуть нас в лоно России, они должны это понять, сделать надлежащие выводы и затем принять нас такими, какие мы есть, а не такими, какими им хотелось бы нас видеть.

Николай Росс. Франция
Источник: Россия в красках
Православие и мир

Rédigé par Parlons d'orthodoxie le 26 Août 2011 à 20:55 | 6 commentaires | Permalien


Commentaires

1.Posté par Marie Genko le 27/08/2011 22:34

Cet article de Nicolas Ross explique parfaitement pourquoi les descendants de l'émigration blanche, tout en restant fidèles à l'enseignement de leurs parents, se sentent culturellement différents des Russes de Russie.
Pouquoi ils restent citoyens de leurs pays d'accueil respectif....

J'aurai aimé lire ce que Nicolas Ross pense du long martyr du peuple russe!

Car si nos ancêtres ont souffert de la perte de leur patrie, les Russes de Russie ont subi une violence infiniment plus lourde que celle qui a été la nôtre.
C'est le peuple russe qui a été la principale victime des bolcheviques!
Cette violence a laissé des traces, et le peuple russe doit réaprendre à vivre autrement que dans la peur et le mensonge.
D'après ce que j'ai pu voir et vivre, au cours de mes voyages en Russie, l'Eglise orthodoxe russe s'emploie à panser les plaies et à rééduquer tous ceux qui viennent suivre son enseignement.

Voilà pourquoi, même si nous restons des citoyens européens ou américans, si nous voulons rester fidèles à la spiritualité russe, il est temps de nous tourner vers cette Eglise mère dont nous sommes issus.

Nous devons soutenir cette Eglise dans son oeuvre salvatrice du peuple russe!
Afin que disparaisse cette notion barbare de peuple ou d'Eglise "postsoviétique"

Le peuple russe est tel qu'il a toujours été: aussi fort et talenteux, aussi faible et vulnérable.
Le peuple russe est en train se se remettre d'une terrible maladie et nous devons rendre grâce à l'Eglise de Russie d'avoir en si peu de temps su ramener autant d'âmes ves le Seigneur!

2.Posté par T. Schakhovskoy le 29/08/2011 12:38
J'éprouve un très grand respect pour Nicolas Ross et beaucoup d'admiration pour son précieux travail d'historien sur la cathédrale Saint-Alexandre Nevsky, mais je regrette beaucoup le titre donné à ce texte : comment exiger des Russes d'aujourd'hui qu'ils nous acceptent tels que nous sommes, alors qu'un certain nombre de descendants de cette émigration proclament partout leur refus de s'efforcer à un minimum de compréhension symétrique ?
Pourtant, je partage un grand nombre des réticences exprimées ici par N. Ross, en particulier en ce qui concerne la permanence des symboles communistes, mausolée, statues, noms de rues, etc. Il a tout à fait raison d'en faire une question de principe. Là où cela me gêne, c'est quand ces arguments sont utilisés pour renforcer la méfiance envers l'Eglise orthodoxe russe, qui est pourtant en première ligne dans ce combat de mémoire et qui n'a pas le pouvoir de décision en cette matière, ou contre la population dans son ensemble, qui affronte comme elle peut et ses difficiles conditions de vie actuelles et son encombrant passé.
Si nous voulons nous faire entendre, et respecter "tels que nous sommes", nous devons aussi tâcher de nous montrer capables d'aborder les événements du passé et leurs conséquences actuelles dans toute leur complexité. Intransigeants sur les valeurs qui sont les nôtres, oui, mais avec compréhension pour les personnes de bonne foi auxquelles nous avons affaire aujourd'hui.

3.Posté par Marie Genko le 29/08/2011 14:41

Merci, chère Tamara, pour ton commentaire auquel je souscris entièrement.

En fait pour continuer le parallèle avec l'Allemagne, dont j'ai parlé sur le fil consacré à l'article de Sergueï Tchapnin, nous avons assisté à une dénazification complète de l'Allemagne.
Les Américains, en initiant le procès de Nuremberg, ont en quelque sorte rendu impossible le culte de Hittler ou de Goering.
Des rues ou des monuments dédiés à ces personnages sont devenus impensables pour les Allemands eux-mêmes.
Grâce à cette action brutale les vaincus ont souffert, mais se sont rétablis sur une base culturelle saine. C'est justement cela qui leur a permis, en quelques années seulement, de devenir le moteur principal de l'Europe.

Pour les Russes la situation est différente, personne ne leur a dit qu'il avaient bel et bien perdu une guerre économique et idéologique, personne ne les a obligés à renoncer à leurs démons passés!

Nous pourrions presque penser que les adversaires de la Russie souhaitent que le ver reste dans le fruit, afin que celui ci se décompose plus vite!
Le mausolée de Lénine et les monuments aux dirigeants communistes continuent à empoisonner le peuple russe. Et même si l'Eglise orthodoxe russe fait ce qu'elle peut pour lui ouvrir les yeux, la route à parcourir semble hélas encore longue!

Voilà pourquoi l'apport des orthodoxes issus du patriarcat de Moscou, et vivant en Occident, pourrait avoir une influence bénéfique.
Car aujourd'hui l'incompréhension des Russes face à leur Passé est telle, qu'il pourraient en toute ingenuité nous répondre:

" Vous aussi, acceptez-nous tels que nous sommes!"

4.Posté par Féodoroff le 30/08/2011 12:58
Нельзя не согласиться с статьёй Николая Росс и дело не в том что русский народ страдал больше чем мы,, в эмиграции от советской власти как некоторые пишут, а в том что, по всей вероятности, русская современная власть, под другим видом, иными способами, продолжает по отношению к Эмиграции ту же политику что проводил Советский Союз.
Наша русская проблема вовсе не сравнима с германской.Немцы разрушали и убивали ИНОСТРАНЦЕВ в "польху" 3 его Райха. Их же эти иностранцы и заставили просить прощения за содеянные злодейства.Сами они никогда бы своей вины не признали бы.
В России же международные бригады составленные из евреев, латышей, поляков , русских и прочих ,уничтожали систематически русский народ и его культуру во имя чисто ИНОСТРАННОЙ идеологии. Может ли Белая Эмиграция себя считать виновной за это ? Вряд-ли.Это вопрос чисто русский- внутренний и не перед кем России просить прощение нет причин- скорее наоборот,- она была бы в праве представить счета некоторым народам. Внутри же себя,русский народ не принял призывы Солженицына и Церкви ко всеобщему покаянию. Этот духовный поступок мог бы быть катарсисом русскрго народа но, по всей видимости, он к этому не готов.Но ставить знак равенства между властью и русским народом было бы ошибочно, так как мы в состояние, без всякиой претензий, принести России ( вернуть) некую утраченную русскость минуя власти, в личных сношениях.Нам же самим, многое потерявшим от этой оторванности, связь с глубинной России не может не приносить пользы и радости Не в этом ли наша миссия сегодня ?

5.Posté par Marie Genko le 30/08/2011 22:06
@Feodoroff

Cher Monsieur,

Merci pour votre commentaire.
Vous avez parfaitement raison, la Allemands agressaient les autres peuples, alors que l'internationale bolchevique s'en prenait à ses propres compatriotes.

Lorsque j'ai établi une comparaison entre les Nazis et les bolcheviques, je voulais simplement souligner que ces deux systèmes étaient démoniaques et portaient en eux-mêmes le germe de la destruction de leur propre peuple!
Les Allemands ont eux aussi été décimés à cause de la folie Nazie.

Vous avez raison encore d'écrire que ce sont les autres peuples, ceux qui avaient été agressés, qui ont obligé les Allemands à demander Pardon!

En ce qui concerne le régime bolchevique, nous assistons aujourd'hui aux efforts de l'Eglise russe pour éveiller une contrition populaire et je peux témoigner, pour avoir été en pèlerinage à Ekaterinbourg, que cette contrition populaire existe, et qu'elle est même tout à fait saisissante!
Mais là où vous avez à nouveau raison, c'est que cette contrition est loin de toucher l'ensemble de la population.
Guenadi Ziouganov parle toujours avec morgue, sous le portrait de Lénine, devant un pourcentage bien trop élevé de la population russe!

Vous avez encore raison d'écrire que l'appel de Soljenitsyne n'a pas été suivi.

Je ne sais pas si nous sommes en mesure d'apporter quoi que cela soit à nos frères de Russie?
Vous écrivez que nous pouvons apporter "некую утраченную русскость" !
Franchement notre "russité", ou ce qui en reste après avoir vécu dans le moule de l'Occident, je pense qu'elle doit sembler surprenante pour ne pas dire totalement anachronique aux Russes!

Par contre je suis convaincue que notre foi en l'Eglise orthodoxe russe peut témoigner avec force que seules les valeurs chrétiennes peuvent rendre son âme à la Russie!
Et en cela, oui, nous pouvons être une aide à la patrie de nos ancêtres.
Nous avons trop longtemps vécu dans un Occident déchristianisé pour ne pas comprendre vers quel gouffre se précipite une humanité sans Christ!
En tout cas un immense MERCI pour ce que vous avez écrit , car c'est en nous lisant les uns les autres, que nous apprenons à voir plus clair dans nos propres conceptions des choses.

6.Posté par Féodoroff le 01/09/2011 13:19
Уважаемая Г-жа Генко,

Я с удовольствием констатирую что мы ( почти )во всём согласны .Я всё же убежден, по опыту. ,что для некоторого слоя русской интелигенции, мы представляем нечто больше чем археологическую редкость а именно, некий - хоть и не сплошной - образ России которую они потеряли. Не только фильмы Михалкова об этом свидетельствуют но и многочисленные личные встречи которые мы имеем с русскими : Зарубежная Русь это неразрывная часть русской недавней истории которую многие в России жаждут узнать.
С уважением АНФ

Nouveau commentaire :



Recherche



Derniers commentaires


RSS ATOM RSS comment PODCAST Mobile